Юридическая компания

"ЗАКОН"

 

Севастополь, пр. Героев Сталинграда, 43

+7 (978) 730-00-69;   01@sevzakon.su

 

Образцы исковых заявлений в суд, юридические новости, консультации по самозащите прав (раздел обновляется)

Организация и осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – СПД) регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЭТО:

1. Рассмотрение документов СПД.

2. Осмотр и обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов.

3. Отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды.

4. Проведение исследований, испытаний, экспертиз отобранных образцов и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

 

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года. Плановые проверки проводятся по планам органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, которые размещаются на сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" после согласования с органами прокуратуры.

 

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" www.genproc.gov.ru в срок до 31 декабря текущего календарного года.

 

Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Севастополю размещен на сайте прокуратуры Севастополя.

 

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня:

1) государственной регистрации СПД;

2) начала осуществления СПД предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ, предоставления услуг, требующ их представления данного уведомления.

3) окончания проведения последней плановой проверки СПД.

 

В отношении СПД, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

 

О проведении плановой проверки СПД, в соответствии с требованиями ч. 12 ст.9 Закона № 294-ФЗ, уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа его руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты СПД или иным доступным способом.

 

Сроки проведения контрольных мероприятий на территории Севастополя определены Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

Частью 4 ст. 22 Закона № 377-ФЗ определено, что срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

 

В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год.

 

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных рас- следований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий.

 

По результату проведенной проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых, вручается СПД.

 

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование контролирующего органа;

3) дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

4) Ф.И.О. и должность лица, проводившего проверку;

5) наименование проверяемого ЮЛ или Ф.И.О ИП, а также Ф.И.О., отчество и должность руководителя, иного должностного лица или их уполномоченных представителей, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводив- ших проверку.

СПД вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 г. N 141. Контролирующие органы при проведении проверки обязаны заполнить журнал учета проверок.

 

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений СПД в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении данных документов в целом или в части их отдельных положений.

 

ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения или поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от СПД о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от СПД о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки СПД предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с СПД, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе СПД, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к СПД и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с:

- поручениями Президента РФ, Правительства РФ;

- требованием прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

О проведении внеплановой выездной проверки СПД уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

 

Не требуется предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки в случае, если в результате деятельности СПД причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 

Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней.

 

Все внеплановые проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры (за исключением видов контроля, предусмотренных ч. 3 ст. 1 294-ФЗ, а также с учетом особенностей для видов контроля предусмотренных ч. 3.1 ст. 1 294-ФЗ).

 

ДОКУМЕНТАРНАЯ И ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКИ

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

 

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах СПД, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности.

 

Проводится по месту нахождения контролирующего органа.

 

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в таких документах вызывает сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, контролирующий орган направляет в адрес СПД мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы, которые должны соответствовать предмету проверки.

 

К запросу обязательно прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

 

В течение десяти рабочих дней со дня получения такого запроса СПД обязаны направить в контролирующий орган указанные в запросе документы.

 

Нотариальное заверение требуемых документов законом не предусмотрено. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки, противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в имеющихся у контролирующего органа документах, информация об этом направляется в адрес СПД с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

 

СПД вправе при этом представить дополнительно в контролирующий орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

 

Выездная проверка проводится:

1) ) д л я п р о в е р к и п о л н о т ы и д о с т о в е р н о с т и с в е д е н и й , содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах СПД;

2) для оценки соответствия деятельности СПД обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

 

При проведении выездной проверки должностные лица контролирующего органа обязаны:

1) предъявить служебное удостоверение;

2) ознакомить уполномоченного представителя СПД с:

а) распоряжением или приказом о назначении выездной проверки;

б) полномочиями проводящих выездную проверку лиц;

в) с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки,

г) видами и объемом мероприятий по контролю;

д) представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

е) сроками и условиями ее проведения.

 

Представитель СПД обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки. Обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

 

Типовые формы распоряжения органа контроля (надзора) о проведении проверки, заявления о согласовании органом контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внепла- новой выездной проверки, акта проверки и журнала учета проверок утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона " О защите прав ю ридиче с ких л иц и индивиду ал ь ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 

ПРАВА СПД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Р у к о в о д и т е л ь С П Д л и б о и х у п о л н о м о ч е н н ы е представители при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от контролирующего органа, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контролирующего органа;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующих органов, повлекшие за собой нарушение прав СПД при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

В соответствии со ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.

 

Общественные объединения потребителей не наделены правом:

1) ) п р о в о д и т ь п р о в е р к и с о б л ю д е н и я р е а л и з а т о р а м и (изготовителями и т. д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативами правовыми актами;

2) проводить проверки соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;

3) проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;

4) выдавать продавцам (изготовителям и т. д.) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении имуществу потребителей, окружающей среде;

нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и

5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

 

Законодательство не содержит прямого запрета общественным объединениям потребителей на осуществление за счет собственных средств «контрольных» покупок товаров (услуг), которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательства (вместе с документом, удостоверяющим покупку).

 

По результатам проведения общественного контроля общественные объединения потребителей вправе принять решения о дальнейшем использовании результатов общественного контроля с целью обращения в СМИ, а также информирования органов контроля (надзора) и прокуратуры о выявленных нарушениях.

 

Общественные объединения потребителей вправе обратиться к продавцу (исполнителю и т. п.) с предложением о добровольном устранении выявленных ими нарушений.