Юридическая компания

"ЗАКОН"

 

Севастополь, пр. Героев Сталинграда, 43

+7 (978) 730-00-69;   01@sevzakon.su

 

Образцы исковых заявлений в суд, юридические новости, консультации по самозащите прав (раздел обновляется)

Анализ правоприменительной практики показал, что нарушения прав предпринимателей со стороны органов власти могут быть выражены в следующем:

 

1. Отказ в удовлетворении законных требований о государственной регистрации или выдаче специального разрешения (лицензии) состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. При этом оно должно быть окончательным и не основанным на нормах действующего законодательства.

 

Должностными лицами Федеральной налоговой службы, осуществляющими государственную регистрацию, могут допускаться нарушения:

- превышение установленных ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ сроков осуществления государственной регистрации;

- несоблюдение порядка предоставления документов для государственной регистрации, установленного ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ;

- несоблюдение требований к осуществлению государственной регистрации, установленных главами IV, V, VII. 1 Федерального закона № 129-ФЗ;

 - необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в государственной регистрации (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ).

 

2. Уклонение от государственной регистрации, выдачи специального разрешения (лицензии) выражается в деятельности, направленной на несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок обозначенных процедур. Здесь идет речь об умышленном затягивании установленных сроков государственной регистрации или выдачи специального разрешения.

 

Обязательная процедура лицензирования отдельных видов деятельности предусмотрена ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1,2, 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).

 

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в основном регулируются Федеральным законом № 99-ФЗ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 

Типичные нарушения, которые допускают должностные лица лицензирующего органа:

- несоблюдение порядка приема заявлений и документов, установленного ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ;

- несоблюдение порядка принятия решений о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении таковых, установленного ст. 14 Федерального закона № 99-ФЗ;

- несоблюдение срока принятия решений о предоставлении лицензий, установленного ст. 14 Федерального закона № 99-ФЗ;

- необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в предоставлении лицензий (ст. 14 Федерального закона № 99-ФЗ);

- несоблюдение порядка переоформления лицензий, установленного ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ;

- несоблюдение порядка проведения документарных и внеплановых выездных проверок соискателей лицензий, представивших заявление о предоставлении лицензии, или лицензиатов, представивших заявление о переоформлении лицензии, установленного ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ.

 

3. Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно­правовой формы понимается незаконное уменьшение правоспособности этих лиц.

 

Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов индивидуальным предпринимателям, поскольку они не являются юридическими лицами, приостановление действия лицензий, предоставленных юридическим лицам, за исключением открытых акционерных обществ.

 

Органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами права предпринимателей могут быть ограничены следующим:

а) принятием правовых актов, которыми:

  • в состав участников и акционеров хозяйственных обществ вводятся органы власти, их должностные лица;
  • перераспределяются доли и акции в уставных капиталах хозяйственных обществ;
  • понуждаются предприниматели к назначению определенных лиц (в первую очередь должностных) на различные должности в органах управления коммерческими организациями;
  • неправомерно воздействуют на процесс принятия индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями управленческих и хозяйственных решений;
  • принудительно навязываются какие-либо условия при заключении договоров, ставящих предпринимателей в неравное положение по сравнению с конкурентами;
  • ликвидируются или реорганизуются коммерческие организации, прекращается деятельность индивидуальных предпринимателей;
  • отчуждается имущество коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • ограничивается оборот отдельных товаров и услуг;
  • незаконно оказывается в предоставлении земельных участков, выкупе объектов недвижимости, заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества, выдаче разрешений и другое.

 

б) исполнением государственных и муниципальных функции в сфере организации контроля (надзора), предоставления услуг, осуществления разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур в отсутствие необходимого правового регулирования (в первую очередь в отсутствие соответствующих регламентов) либо на основании правовых актов, содержащих незаконные положения, нарушавшие права предпринимателей.

 

в) проведение должностными лицами правоохранительных органов незаконных внепроцессуальных проверок.

 

г) необоснованное проведение органами контроля (надзора) многочисленных проверок в отношении одного лица в течение непродолжительного периода времени.

 

д) проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры.

 

е) нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (например, незаконное изъятие документов, неправомерное наложение административных штрафов, внесение необоснованных предписаний, исполнение которых практически невозможно).

 

ж) деятельность лицензирующего органа, повлекшая приостановление действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;

 

з) ограничение свободы предпринимательской деятельности, нарушение принципов обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности вследствие нарушения законодательства при осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

4. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, под которым подразумевается неправомерное влияние на них (например, незаконное проведение проверок или изъятие документов).